VII ZhasCamp Kazakhstan

Молодежная [не] конференция

2019: Stop bullying me: проект по борьбе с буллингом


С мая 2020 года пятнадцатилетняя участница ZhasCamp Accelerator из Алматы Алина Орлова работает над социальным проектом по борьбе с буллингом. Алина сама в прошлом сталкивалась с травлей в школе и поняла, что решением такой серьезной проблемы никто не занимается. Так появилась идея проекта.

О проекте

Stop bullying me – проект, направленный на предотвращение и профилактику травли в образовательных учреждениях. Представлен в формате инстаграм-страницы, где с периодичностью три раза в неделю выходят информативные посты, публикуются истории, и где помощь может получить как человек, подвергшийся травле, так и тот, кто травит. Целевая аудитория – пользователи инстаграма от 10 до 20 лет.

Вести проект Алине помогают 2 человека – исполнительный директор МИСК Василина Атоянц и юрист-правозащитник Халида Ажигулова – как ментор. Халида занимается проблемой буллинга в Казахстане, и Алина часто советуется с ней по поводу контента. Также в команде есть профессиональный коуч и психолог, но Алина пока к ним за поддержкой не обращалась. Их знания и опыт понадобятся на этапе написания постов о травмах, эмоциях, как с ними работать, откуда появляется агрессия и что с ней делать.

Мама Алины – бизнес-тренер, и именно с ней Алина впервые поделилась своей идеей: попросила посоветовать специалистов. Так у Алины оказались контакты нескольких психологов и Василины Атоянц. Василина рассказала о ZhasCamp акселераторе, Алина в ответ объяснила идею проекта. Позже написала заявку, идею приняли и согласились координировать. В дальнейшем, когда начнется новый старт акселератора, Алина будет участвовать в тренингах по развитию проекта.

«Свой первый пост я написала, уже зная, что за спиной есть поддержка большой и сильной организации», – говорит Алина. По ее словам, в начале работы над проектом было психологически тяжело: она воспринимала близко к сердцу каждую историю, а еще боялась навредить. Девушка опасалась, что один из ее постов читатель поймет неправильно, и это усугубит его проблему. Однако чем больше поступало обращений и чем больше кейсов Алина успешно решала, тем проще становилось отрешиться от эмоционального фактора и сконцентрироваться на работе.

О проблеме буллинга

По результатам исследования 2011 года, проведенного фондом ЮНИСЕФ в Казахстане, 66,2% детей столкнулись со школьным насилием. И его последствия оказывают влияние не только на обстановку в школе, но и на качество образования.

Халида Ажигулова разработала антибуллинговую политику, которую необходимо активно внедрять в школы. В уставе школ, колледжей и университетов не прописано, что делать администрации учреждения или учителям, когда их ученики сталкиваются с буллингом, нет и инструкции для самих жертв травли. Суть антибуллинговой политики в том, чтобы в таких ситуациях любая сторона могла обратиться к документу и решить, что делать. Например, в документе прописано что считается травлей, есть памятка для родителей.

Алина говорит, что дети, травящие сверстников, тоже жертвы: самой частой причиной буллинга она называет проблемы в семье. «Значит в семье буллинг нормализован. Часто детей, которые травят других в школе, травят дома их же родители. А буллинг таким детям помогает пережить собственные травмы. Им тоже нужна терапия», – объясняет Алина.

Процесс оказания помощи

На комментарии людей, сообщения в дайрект отвечает сама Алина – вся коммуникация лежит на ней. В день девушке могут написать три человека, а иногда в дайректе не появляется новых сообщений несколько дней. Кроме казахстанцев Алине пишут школьники из Украины, она хорошо понимает украинский язык, поэтому в общении сложностей не возникает.

Когда в дайрект приходит сообщение, Алина просит представиться, высказать свои пожелания, страхи, беспокойства, а затем кратко рассказать свою историю. После этого спрашивает, какая нужна помощь, и, исходя из полученной информации предпринимает дальнейшие шаги.

Бывает так, что буллинг уже закончился, но психологическая травма осталась, и человеку нужна поддержка. В таком случае проект предлагает воспользоваться бесплатными онлайн-сервисами по психологической помощи, которые были лично проверены Алиной: например, brainbild.kz. Проект Stop bullying me поддерживает связь с обратившимися и после оказания помощи.

Если же буллинг происходит в настоящее время, Алина вместе с ученицей/учеником обращается к администрации образовательного учреждения, помогает написать заявление в полицию, пытается понять, знают ли о происходящем родители ребенка, а если нет, то к кому из доверенных взрослых можно обратиться.

Что ждет проект в будущем

Алина хочет показать: буллинг – это не проблема одного человека, это проблема всего общества. Из-за пандемии и установленного в связи с ней карантина в городе Алине сложно делать что-то офлайн. Она планирует открыть в Алматы группу поддержки для тех, кто пережил или переживает буллинг, чтобы люди смогли делиться друг с другом проблемами и вместе находить решения.

Благодарим за поддержку

Организатор

Название

Генеральные партнеры

Фонд Cорос-Казахстан
Название

Партнеры

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название

Соорганизаторы

Название
Название
Название

Основные партнеры: Места проведения

Название
Название
Название
Название
Название

Медиа-партнеры

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название

Молодежные организации

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название