VII ZhasCamp Kazakhstan

Жастар [бей] конференциясы

​Карлыгаш Кабатова: половое образование молодежи под цензурой

23.11.2018

Исследователь в области полового просвещения говорила на [не] конференции о своем проекте uyat emes, который рассказывает молодежи о сексуальном здоровье и развенчивает мифы на табуированные в обществе темы.

Рада Кулбаева

– Бывают ли случаи, когда уят это хорошо? Так как сейчас в медиа это слово имеет более негативную тональность.

– Существует токсичный стыд и здоровый стыд. Здоровый стыд – это, допустим, не ответить на мамин звонок. Он помогает держать здоровые отношения в обществе. Есть токсичный стыд – уят. Вот такой стыд вредит нашему обществу.

– Есть ли этические границы в половом просвещении?

– Конечно есть. Информация обязательно должна быть научно обоснованной. Есть разные подходы к половому просвещению. Один из них, основан на воздержании: до свадьбы нельзя, это плохо. Но это не образование, нужно давать молодежи полную научно обоснованную информацию, но при этом учитывать возраст.

Допустим, тема абортов. Я считаю, что это личное дело каждой. Есть люди, которые против абортов, они начинают показывать фотографии убитых младенцев – я считаю это неэтичным.

Так же на половое просвещение требуется разрешение родителей. Если это уже официально, в системе образования, это одно, там мы уже действуем в определенных этических рамках. Если я сама решила в школе об этом рассказывать, никого не спрашивая, то здесь подобные действия будут неэтичными.

– Подлежит ли половое воспитание цензуре?

– Полового воспитания у нас в Казахстане нет. Думаю, это и есть цензура.

У нас нет полового просвещения, потому что, нет политической воли. Государство не считает это большой проблемой или необходимым знанием.

Так же, возможно, оно думает о том, что родители и общество будут против.

Еще работает самоцензура: даже если родители хотят поговорить с детьми об этой теме, они все равно не могут. Им стыдно, тяжело и они начинают ее замалчивать.

– Как реагирует молодежь на подобные темы?

– В основном, приветствует. Иногда удивляет. Я проводила опрос на казахском языке, и у меня были ответы, что это нам не нужно. Как обычно говорят – это не наш менталитет, у казахов такого нет.

Говорить об этом не надо. Это удивительно, что люди в 20 лет об этом говорят. Обычно подобное слышишь от 40-50-летних, «у нас такого не было, никто нам не говорил, мы выжили и ничего». Но тогда было совсем другое время. Сейчас кругом интернет, потоки информации, опять же – порнография кругом. И чем дети будут учиться на порно, лучше им сначала получить основные знания.

У нас есть организация Y-PEER, работающая по принципу «равный-равному». Дети школьного возраста сами проходят курсы репродуктивного здоровья, затем ходят по школам и рассказывают об этой теме.

– Почему у нас нет полового образования? И что делать?

– Я назвала 4 причины почему у нас нет полового образования. Первое, это очень формальный подход у государства. Второе, инициатива НПО и международных организаций, потому что государство не хочет участвовать. Третье, существующее в обществе табу на обсуждение сексуально-репродуктивного здоровья. Четвертое – гендерные стереотипы.

На первые два мы не можем повлиять, а два последних мы можем изменить, это в наших силах. Призыв к молодежи такой: чтобы они сами себя образовывали, читали, узнавали что-то. Вели безопасную сексуальную жизнь. Если мы будем это обсуждать, то со временем это станет нормой. Просвещаться и путешествовать! Когда ты путешествуешь, ты видишь, что в других странах происходит, насколько там люди свободные, и насколько наши зашоренные.

Благодарим за поддержку

Ұйымдастырушы

Название

Генеральные партнеры

Фонд Cорос-Казахстан
Название

Партнеры

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название

Соорганизаторы

Название
Название
Название

Основные партнеры: Места проведения

Название
Название
Название
Название
Название

Медиа-партнеры

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название

Молодежные организации

Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название
Название